Участие родителей в проведении заседания
Некоторые родители не желают тратить свое время на заседание по разработке индивидуальной программы развития - им проще прийти и поставить подпись. Они доверяют педагогам или, возможно, так часто проходили эту процедуру, что устали от встреч с одними и теми же людьми. Независимо от причин, все же следует поощрять родителей к обсуждению индивидуальной программы. Это необходимо, в частности, для самих педагогов - они должны быть уверены в том, что родители понимают суть дальнейшей программы для их ребенка.
Цель заседания по рассмотрению индивидуальной программы развития состоит в том, чтобы совместно разработать пути обеспечения особых потребностей ученика.
Вполне вероятно, что для подготовки индивидуальной программы развития ребенка понадобится не одна встреча. Проводить каждое заседание следует таким образом, чтобы оно было максимально продуктивным. Необходимо сосредоточить внимание участников на задачах индивидуальной программы развития, проанализировать методы работы в предыдущем году, которые дали весомые результаты, обсудить изменения в программе на текущий учебный год.
Ведение протокола - необходимое условие такой работы. Этот документ должен точно отражать ход встречи. Он пригодится, если впоследствии возникнет разное видение решений, согласованных на заседании.
Важный этап заседания - подписание индивидуальной программы развития всеми участниками встречи, которые будут работать с учеником. Прежде всего, необходимо быть уверенным в том, что программа на самом деле соответствует потребностям ученика. После заседания по разработке индивидуальной программы развития нужно не забыть о следующем:
- Предоставить родителям подписанный экземпляр программы.
- Убедиться, что экземпляры индивидуальной программы развития есть у всех членов команды, которые будут его исполнять.
- Ежемесячно общаться с учителями о реализации программы. Это поможет следить за динамикой развития учащихся и тем, насколько удовлетворяются их потребности.
- Сообщать родителям об успехах ученика в достижении целей индивидуальной программы развития с такой же периодичностью, с которой получают информацию об успеваемости своих детей другие родители. Если ученик не демонстрирует ожидаемых успехов согласно своей программы или, если есть основания для внесения изменений в этот документ, необходимо в сжатые сроки организовать новое заседание по вопросам разработки индивидуальной программы развития.
Важно документировать все эти шаги и сопровождать их сжатыми записями: когда было осуществлено или завершено то или иное мероприятие, записывать разговоры со специалистами и родителями, даты встреч и тому подобное. Такие регулярные беседы важны для мониторинга прогресса ученика и помогают определить, нуждается ли ученик в дополнительном времени и услугах, или наоборот - время и услуги следует сократить.
Как отмечалось выше, следует прилагать систематические усилия для привлечения родителей в процесс разработки индивидуальной программы развития. Если при определенных обстоятельствах заседание по разработке программы состоялось без них, необходимо письменно фиксировать, какие меры были приняты для обеспечения их присутствия. Рекомендуется вести учет телефонных звонков и тогда, когда вы разговаривали с родителями, и тогда, когда не застали их на месте; записывать время звонка, кто звонил и с каким результатом; следует хранить копии всех писем и сообщений, направленных родителям по поводу разработки индивидуальной программы развития, с кратким описанием ответов. Полезно выяснить адрес родителей и использовать дополнительно к обычным почтовым письмам. Если не удается связаться с родителями по телефону или они не отвечают на присланные им домой письма и сообщения, надо тщательно записывать данные о визитах домой с указанием даты, времени, ответственного лица и итогов любых разговоров о предстоящем заседании.
Кроме того, важно пытаться делать все возможное, чтобы во время заседания родителям было понятно, о чем идет речь. Так, если родители общаются на другом языке, например, языке жестов, необходимо пригласить для них переводчика. На заседании стоит уделить некоторое время, чтобы согласовать с родителями процедуры и терминологию, а также объяснить, по какой форме будет учиться ребенок и почему были выбраны именно такие условия обучения.
Что делать, когда родители не подписывают индивидуальную программу развития?
Есть немало причин, почему родители ребенка отказываются ставить свою подпись под программой. Возможно, родители не хотят, чтобы их ребенка в течение дня забирали из класса для занятий со специалистами, или настаивают на более интенсивных учебных вмешательствах, чем предлагает школа. Подобные случаи встречаются редко, но, если так случилось, есть несколько способов выхода из ситуации.
Итак, если отец или мать не подписывают индивидуальную программу развития, школа может прибегнуть к одному из нескольких возможных вариантов. Следует помнить, что отказ родителей ставить свою подпись, наверное, обусловлена важной причиной. Поэтому, прежде всего, необходимо ее выяснить и в дальнейшем учитывать в процессе определения своих шагов. Знание этих причин поможет учебному заведению и местному управлению образования принимать решение о дальнейших действиях.
- Родители отказываются подписывать индивидуальную программу развития, поскольку считают, что у их ребенка нет проблем в развитии. В такой ситуации следует осуществить несколько важных шагов:
- объяснить родителям, что во время своей встречи команда специалистов пришла к выводу, что ребенок испытывает трудности в обучении, связанные с определенными проблемами в его развитии. Подтверждением этого также могут быть рекомендации психолого-медико-педагогической консультации.
- Объяснить, что заседание по рассмотрению индивидуальной программы развития имеет целью разработать индивидуальную программу развития на основе этих рекомендаций.
- Родители отказываются подписывать индивидуальную программу развития, потому что не хотят, чтобы их ребенка направляли в отдельный кабинет для получения специальных услуг. В такой ситуации важно объяснить, почему ребенку будет лучше получать специальные услуги в отдельном кабинете. В то же время, также следует проанализировать возможность предоставления специальных услуг в условиях класса, где учится ребенок.
- Родители отказываются подписывать индивидуальную программу развития, потому что считают, что программа не предусматривает надлежащих вмешательств. В таком случае необходимо объяснить родителям, какими соображениями вы руководствовались, разрабатывая программу. То есть, если педагог рекомендует ученику работать с учителем-дефектологом только определенное время в течение дня, то основой такого решения являются рекомендации психолого-медико-педагогической консультации, которая определила количество часов для проведения коррекционной работы соответствующим специалистом. Опять же, надо еще раз проанализировать рекомендованные учебные вмешательства и услуги, действительно ли они соответствуют требованиям ученика.
Если не удается прийти к согласию, можно обратиться к согласованной программе с прошлого года (если она есть). Если предыдущей программы нет, подумайте, в каких вопросах родители придерживаются с педагогом одной мысли. Например, они соглашаются с тем, что ученику необходимо регулярно работать с логопедом, однако не видят необходимости помогать ему развивать навыки чтения. В таком случае следует составить индивидуальную программу развития для тех аспектов обучения ребенка, в которых было бы достигнуто согласие педагогов и родителей, а также отметить аспекты, по которым согласия не достигли, и внедрять программу в таком виде.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)