Доступность и универсальный дизайн как основные принципы инклюзивного образования
С понятием доступности тесно связана концепция универсального дизайна, которая была указана как один из основных принципов Конвенции Организация Объединенных Наций о правах людей с инвалидностью.
Содержание концепции универсального дизайна - это упрощение жизни для каждого из-за смены продуктов, связи и окружающих зданий, которыми могут пользоваться как можно больше людей, и такое изменение не будет стоить много или даже совсем ничего. Универсальный дизайн выгоден для людей любого возраста и с любыми возможностями. Применение принципов универсального дизайна было распространено и на сферу обучения, где предусматривалась не только физическая, но и когнитивная и социальная доступность учебных программ и учебной среды.
Применяя концепцию универсального дизайна в учебном процессе, следует помнить, что универсальный дизайн в обучении означает обеспечение информации в различных формах с учетом различных способов восприятия и выражения информации различными учениками. Это, в свою очередь, повышает доступность учебной программы для всех учащихся, в том числе и для учащихся с инвалидностью и особыми потребностями в обучении. Например, для ученика со слабым зрением или для ученика, который является слепым и не может загрузить из Интернета материал для чтения, надо напечатать материал или крупным шрифтом, или шрифтом Брайля, и тогда ученик не будет чувствовать значительных неудобств. Такая адаптация может отнимать много времени у педагогов. Концепция универсального дизайна в обучении предполагает наличие и доступность таких материалов, не требует дополнительных приспособлений или модификации со стороны учителя.
Если ученик с проблемами в обучении испытывает трудности в чтении текстовых материалов в классе, доступ к учебной программы для него ограничен. Эту проблему можно решить, записывая информацию на пленку или обращаясь к родителям, других учеников, волонтеров читать вслух. Универсальный дизайн в обучении предусматривает не только наличие текста в электронном виде, но и предоставление определенной помощи, причем уровень помощи может варьироваться - от компьютерной программы, читает отдельные слова или фразы, к предоставлению материала того же содержания, но упрощенным языком. В некоторых случаях возможны другие варианты, такие как графические органайзеры, встроенные в текст, или представление краткого описания в автоматическом режиме. Таким образом, учащиеся имеют дополнительные подсказки о наиболее важном материале во время освоения учебных программы.
Универсальный дизайн также связан с тем, как излагается или презентуется информация - представление информации необходимо делать с помощью различных методов и способов. Учитывая современные технологические возможности, сегодня достаточно просто переводить информацию из одного формата в другой. Учебные материалы и методы преподавания, которые разрабатываются с учетом концепции универсального дизайна, могут значительным образом способствовать успеху в обучении всех учащихся, а именно:
- Учет в учебных программах потребностей различных категорий учащихся, обеспечит и повысит их доступность и предупредит необходимость дальнейшей адаптации. Так, например, учебный материал по вопросам электроники может учитывать ее совместимость со вспомогательными средствами, что обеспечит не специалистам возможность достаточно легко программировать эти средства с минимальным знанием содержания.
- Обеспечение возможности адаптировать материалы и их форматы даст учащимся возможность выбирать такие форматы, которые наиболее соответствуют их учебным потребностям. Например, использование цифрового текста даст ученикам возможность превращать письменный текст в звуковую форму и, наоборот, изменять размер, цвет и т.д. Цифровые материалы также могут помогать ученикам в таких видах деятельности, как декодирование информации, решение проблем, поиск информации о незнакомых концепциях и тому подобное.
- Использование мультимедийных средств в видео- и аудио формате обеспечит различные пути представления концепций, а также позволит ученикам оценивать материал с помощью различных органов чувств. Например, компьютерные стимульные упражнения могут включать видео описание, что помогает всем ученикам, в том числе и ученикам с особыми потребностями и ученикам с инвалидностью визуализировать сложные концепции.
- Обеспечение сложных, рельефных материалов, соответствующих различным способностям и различному уровню развития учащихся. Например, ученики с дислексией, могут использовать поддержку при переводе письменного текста в звуковой формат, что увеличит их способность воспринимать информацию.
- Представление информации различными способами с целью обеспечения различных учебных стилей и видов интеллекта - например, информацию можно представить в устной форме, визуально, с помощью рисунков или фотографий, моделирования, демонстрации, что даст учащимся возможность взаимодействовать с представленными концепциями.
Существует важное различие между доступом к информации и доступом к процессу обучения. Ученик, который не имеет доступа к информации, может обладать стратегиями обучения, тогда как учащийся, имеющий доступ к обучению, знает, как использовать эти стратегии. И это становится путем к самостоятельности и дальнейшему успеху в жизни. Поэтому значение универсального дизайна в обучении заключается в обеспечении эффективности процесса обучения, который:
- Предусматривает широкий спектр различий учащихся: разные уровни развития, разные интересы и потребности.
- Базируется на общей учебной программе, которая преподается с определенной гибкостью - на уровне, приемлемом для ученика, но и с определенными вызовами. Обеспечивает прогресс и успешность каждого ученика в рамках общих стандартов, вместо того, чтобы создавать отдельные стандарты и специальные учебные программы. Такой подход предполагает максимально высокие ожидания от всех учащихся.
- Является инклюзивным по своему дизайну: методы преподавания и вспомогательные технологии предусматриваются с самого начала разработки учебной программы и не нуждаются в дополнительной модификации.
- Подытоживая все изложенное, надо отметить, что универсальный дизайн создает предпосылки для активного, полноценного участия в жизни общества, является фактором обеспечения концепции независимой жизни для всех людей, в том числе и лиц с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)