Об инклюзивном обучении и доступной среде
Лучшим способом создания доступной среды является учет ряда особенностей людей с физическими, сенсорными и когнитивными нарушениями еще на этапе проектирования строительства или реконструкции. Однако это не значит, что не нужно менять уже существующие сооружения. Но при этом, так же, как и при строительстве, прежде всего возникает необходимость в создании такого проекта реконструкции, в котором изначально был бы учтен фактор инвалидности.
Это означает такое формирование окружающей среды, которое могло бы оказать нынешнему и грядущему поколениям равные шансы на получение образования и участие в социальной, экономической и культурной деятельности, независимо от возраста, пола, индивидуальных качеств или культурных корней.
Рон Мейс, профессор архитектуры Школы дизайна государственного университета штата Северной Каролины, основал Центр универсального дизайна доступной среды и ввел термин «универсальный дизайн доступной среды», который был адаптирован Национальным центром доступа к общей образовательной программе, как «универсальный дизайн доступной среды для обучения».
Согласно Центра универсального дизайна «намерение универсального дизайна доступной среды для обучения заключается в облегчении жизни каждого, потому, что продукты, коммуникации и окружающие здания становятся более пригодными для использования большим количеством людей, и это стоит немного, или даже ничего. Доступная среда для обучения приносит пользу людям любого возраста и возможностей». Это функциональное определение создает основу всех измерений доступной среды для обучения: среда и продукты создаются с самого начала с предоставлением доступа широкому кругу пользователей, несмотря на то, есть у них инвалидность или нет.
Архитектурно доступные школы это ...
- Обеспечение равных возможностей в реализации права на образование для всех детей.
- Учет потребностей всех пользователей: детей, учителей, родителей.
- Поддержка политики, которая способствует внедрению инклюзивного обучения.
- Безопасная среда для всех детей и взрослых.
- Улучшение функциональности объекта для всего сообщества.
- На стадии проектирования - это сбережения средств до 40%.
Независимо от масштаба - «мелкие» работы, реконструкция или строительство новой школы - проект по созданию архитектурно доступной школы должен включать в себя следующее:
- Распределение обязанностей и ответственности. Обязанности должны быть четко распределены с самого начала. Определено, кто несет общую юридическую ответственность, кто утверждает расходы, и кто имеет право давать рекомендации по разработке проекта обеспечения архитектурной доступности.
- Исходное исследование. Проведение аудита доступности и определение, что именно нужно для создания архитектурной доступности, учитывая:
- существующие и будущие потребности детей с особыми потребностями и взрослых;
- результаты консультаций со специалистами по обеспечению архитектурной доступности;
- включена ли реконструкция школы в бюджетное финансирование; нужно ли привлечение донорских средств.
- Проведение консультаций.
Стратегические потребности, цели, стоимость бюджетов и т.п. определяются путем проведения консультаций, например, с лицом, ответственным за образование.
- Создание команды.
Директор школы создает команду: определяет ответственного работника от школы, приглашает архитектора, специалиста по вопросам инвалидности (архитектурной доступности), представителей пожарной безопасности, здравоохранения, представителей родительского комитета (при необходимости) для согласования и дальнейшей реализации проекта по обеспечению архитектурной доступности школы.
- Обеспечение достаточного финансирования.
Обеспечение достаточного финансирования и ресурсов особенно важно для того, чтобы потребности всех детей были учтены, и были достигнуты хорошие практические результаты. Возможно, придется совмещать финансирование из разных источников, поэтому важно с самого начала сделать правильные расчеты и заложить все расходы.
- Внедрение.
Координация действий и усилий всей команды. Согласование сроков выполнения проекта. Прозрачность и открытость действий. Контроль за выполнением проекта со стороны директора школы.
Начиная работать над вопросами архитектурной доступности школы нужно:
Воспринимать это - быть осведомленным в вопросах инвалидности, инклюзивного обучения, существующих государственных строительных норм, основных принципов доступности и доступной среды.
Понимать - что означает архитектурная доступность школ и для чего это нужно, а главное - как использовать принципы доступности и доступной среды. Например, «швеллерная доступность», пандусы, которые не соответствуют государственным строительным нормам, отсутствие туалетов наносят вред всему процессу.
Использовать это - чтобы каждый ребенок и взрослый человек были в состоянии добраться до школьного помещения (класса) и взаимодействовать с окружающими. Например, дети, которые пользуются инвалидной коляской, должны не только иметь доступ к классам, но и свободно чувствовать себя за партой, в мастерской, на школьной площадке и тому подобное.
На пути к архитектурно доступной школе
Первое, на что стоит обратить внимание, - это на обеспечение детям и взрослым с инвалидностью свободного перемещения по школьному двору. И здесь сталкиваемся, так сказать, с первым подводным камнем. В этом определении - «свободное перемещение» - заложен один из самых главных принципов доступности: «свободное», в данном смысле является синонимом слову «самостоятельное». Без опеки, без сопровождения, без помощи. Это значит иметь свободу в перемещении такую же, как и другие дети, у которых нет никаких функциональных ограничений.
Что же может стать препятствием на пути движения людей с инвалидностью? К сожалению, таких препятствий множество. Узкий проход через входные ворота или калитку помешает людям в инвалидных колясках, или тем, кто пользуется ходунками или костылями. Иногда при входе в школьный двор, в проеме ворот, существует высокий порог, который также помешает свободному и безопасному проходу не только для людей с ограниченным зрением или нарушением опорно-двигательного аппарата, но и для всех остальных людей.
Следующая проблема - выбоины, ямы, щели на пешеходных дорожках, а также свисающие над дорожками ветви зеленых насаждений (деревья, кусты и т.д.). Такие, на первый взгляд, «мелочи» чаще всего становятся крупнейшими барьерами на пути движения маломобильных пешеходов. Более того, эти барьеры кроют в себе опасность травмирования всех людей, а не только людей с инвалидностью.
Форма и конструкция поручней
- Форма поручней должна быть трубчатой или овальной в разрезе, также следует избегать острых краев.
- Диаметр поручней должен составлять 40 - 50 мм.
- Поручни должны быть изготовлены из материалов, которые обеспечивают надежный и простой захват, таких как дерево, нейлон или иметь защитное напыление.
- Поручни должны крепиться на скобах, которые не препятствуют постоянному контакту с перилами.
Настенные поручни
Расстояние между перилами и стеной должно составлять 40 - 50 мм для ровных стен и 60 мм для стен с грубой текстурой.
В тех случаях, когда перила полностью утоплены в стену, расстояние минимум 0,15 м должно быть между краем перил и краем углубления в стене.
Пособия по доступной среде, оборудования и товаров для инвалидов и создания доступной среды и инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)