Обогащение экономического опыта подростков с ограниченными возможностями здоровья
Рост социального сиротства в нашей стране обусловлен многими причинами, такими как резкое падение уровня жизни большей части населения. Отсутствие ясной и продуманной программы поддержки материнства и детства, снижение ценности семьи и семейных отношений и т.д. Проблемы реабилитации, воспитания и образования детей инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, традиционно решались в России, главным образом путем развития системы сиротских учреждений разного типа. В настоящее время тенденция меняется – главным акцент делается на устройство детей сирот. По данным статистики в крае насчитывается 16 тысяч 207 детей инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, и только 1,8 тыс. человек воспитываются в детских домах. Остальные находятся под опекой, в приемных семьях или взяты на усыновление.
Дети инвалиды, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи извне, неуверенностью в своих силах. Однако, выйдя из детских домов и интернатов, ребятам приходится решать возникающие проблемы самостоятельно, им никто не делает снисхождений. В связи с этим актуализируется вопрос о необходимости создания организации социально экономической адаптации детей инвалидов.
На основе исследований, связанных с экономическим воспитанием, следует отметить, что экономическое воспитание и образование сегодня особенно важно для детей инвалидов. Умение планировать бюджет и распоряжаться карманными деньгами, которое у домашнего ребенка воспитывается на примере папы и мамы, у детей, находящихся под опекой государства, практически не формируется. Отсутствие жизненного опыта у детей инвалидов является также очень серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни. Такое положение обусловливает отсутствие у детей умения самостоятельно строить свою жизнь, что способствует поддержанию сиротства как явления, а не его ликвидации.
Таким образом, актуальность экономического воспитания подростков в настоящее время заключается в том, чтобы помочь им адаптироваться к быстро изменяющимся социально экономическим условиям жизни, а в дальнейшем соответствовать повышенным требованиям, которые предъявляются к личностным качествам будущих кадров рыночной экономики – их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности. Экономическое воспитание помогает подросткам развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире.
Как следует из исследований, экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально психологических качеств, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.
С целью определения особенностей сформированности экономических умений подростков нами было организовано и проведено сравнительное исследование на базе Краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей «Красноярский детский дом «Самоцветы». В исследовании были применены такие методы диагностики, как анкетирование, беседа, наблюдение, которые позволили изучить содержание экономического опыта подростков.
Для проведения анкетирования было разработано 11 вопросов, касающихся интересующей нас проблемы. В частности, понимание значения денег, умение распоряжаться деньгами, представления подростков о будущей жизни. Анкета по своей структуре состоит из открытых и закрытых вопросов. В исследовании приняли участие 32 человека: 23 учащихся средней общеобразовательной школы и 9 выпускников детского дома. Для получения достоверных ответов исследование проводилось анонимно.
Изучив полученные результаты диагностик, нами были определены следующие выводы. Зафиксировали заметные различия подростков в экономической ориентации, характере и объеме знаний, умениях решать жизненные экономические проблемы. К сожалению, подростки не видят в образовании особой жизненной значимости, не фиксируют связи между своим образованием и уровнем своей экономической жизни. Значительная изоляция от социального и экономического мира, внутренние проблемы межличностного общения связаны со сменой воспитателей и педагогов. Это способствует формированию завышенной самооценки неспособности учитывать мнение других людей, адаптироваться в новой среде. В исследовании нами была выявлена дистанция между реальной жизнью и непониманием значения денег.
Беседа с подростками зафиксировала общее и отличительное в экономических знаниях, ориентациях, в экономическом вопросе, умениях решать конкретные жизненные задачи.
Предметом наблюдения подростков была работа в команде, взаимодействие друг с другом по поводу экономических ситуаций.
Полученные данные явились основанием для утверждения о необходимости специальной педагогической работы по обогащению экономического опыта подростков, проживающих в детском доме. Для решения этой задачи была разработана программа специального кружка «Экономический практикум». Программа предполагает занятия, игры и экскурсии в рамках тем. Основными темами экономического кружка являются: экономика, деньги, магазин, труд и оплата труда. Все мероприятия направлены на формирование основ экономического мышления, профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к жизни в условиях современного общества. Программа рассчитана на воспитанников 9–11 классов. Общее количество часов – 25. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Кроме этого, мы проанализировали имеющийся практический опыт формирования социально экономических умений в детском доме. В детском доме имеются возможности экономического воспитания подростков, так как это связано с планированием педагогической работы по воспитанию умений самостоятельного ведения жизни. Воспитатели стараются как можно больше делать акцент на самостоятельности ребят. К сожалению, в работе воспитателей по формированию экономического опыта у подростков есть много трудностей, в частности, они касаются большой формализацией всего процесса проживания ребенка в детском доме, отсутствием возможности в закупке продуктов. Однако и в имеющихся условиях воспитатели находят пути приобщения детей инвалидов к самостоятельному ведению жизни. Например, совместное накопление денег и использование их на различные события (день рождения, Новый год и т.д.), закупку необходимых принадлежностей, сладостей и т.д.
Но не все воспитатели ответственно подходят к обучению навыкам самостоятельной жизни подростков, и это приводит к тому, что после выпуска из детского дома многие подростки не адаптированы к самостоятельному ведению жизни. Они испытывают трудности в различных сферах, включая экономическую сферу жизни. Таким образом, возможности обогащения экономического опыта подростков имеются, но они не полностью реализуются.
Для того чтобы наладить процесс обогащения экономического опыта подростков, были предложены рекомендации по организации экономического воспитания подростков, проживающих в условиях детского дома. Рекомендации затрагивают образовательную область, воспитательную деятельность, кружковую работу, создание семейной среды на базе социальной квартиры в учреждении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)