Решение проблем полного доступа к высшему образованию студентов с нарушенной способностью к обучению в университетах Канады
По данным статистического бюро Канады, более полумиллиона взрослых канадцев имеют нарушенную способность к обучению. Нарушенную способность к обучению относят к ряду нарушений, которые могут повлиять на усвоение, организацию, хранение, понимание и использование вербальной или невербальной информации. Эти нарушения влияют на обучение людей, которые в других отношениях демонстрируют по крайней мере средние интеллектуальные способности; таким образом нужно различать временную обучаемость и общую интеллектуальную недостаточность.
Проблема человека с нарушенной способностью к обучению стала одной из областей исследования современной педагогики. Лучшее понимание этой инвалидности будет способствовать большей согласованности в образовательных подходах к студентам с ограниченными возможностями обучения. Так, разработанные и сформулированные в университете Гелф инновационные практики универсального дизайна в преподавании помогают решать специфические образовательные потребности студентов, в том числе с нарушением способности к обучению. Универсальный дизайн в преподавании - инклюзивный подход, который приветствует и поощряет студентов, имеющих различное происхождение, опыт и способности. Понимание разнообразия и уважение ко всем студентам способствует созданию положительной среды обучения. Поощряется взаимодействие и коммуникация между студентами и профессорско-преподавательским составом. Преподаватели стремятся обеспечить атмосферу, которая поощряет сотрудничество, когда студенты имели бы возможность обмениваться своими знаниями и опытом.
Университеты Канады способствуют адаптации студентов к образовательной среде, предоставляя студентам с нарушенной способностью к обучению доступ к ассистивным технологиям, специалистов по стратегиям обучения, практикумов по письменной речи и специально разработанных семинаров, информации по необходимым учебным навыкам и тому подобное; учебные заведения создают специальные условия для таких студентов во время сдачи ими экзаменов и тестов.
Несмотря на поддержку, оказываемую студентам в университетских центрах помощи инвалидам, доступу к последипломному образованию могут препятствовать следующие факторы: несогласованность принципов и процедур подтверждения инвалидности, недостаточная информированность преподавательского состава, неспособность самих студентов отстаивать свои интересы, проблемы коммуникации с однокурсниками и администрацией образовательного учреждения. Барьером к использованию адаптивных технологий является время, необходимое для освоения студентами этих технологий. Недостаточная интеграция адаптивных технологий в пределах всего студгородка является барьером к эффективному их использованию и более широкому доступу студентов.
Опыт Канады показал важность и одновременно сложность решения проблем доступа к высшему образованию студентов с ограниченными возможностями обучения, поскольку студенты с ограниченными возможностями обучения составляют гетерогенную и наиболее многочисленную группу от общего количества студентов с особыми потребностями, которые получают доступ к высшему образованию.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)