Инклюзивное обучение студентов с нарушениями зрения в условиях университета: проблемы и пути решения
На современном этапе социально-экономического развития общества и системы образования актуальным является определение новых целей и ценностей образования, направленного на реализацию принципов демократии, гуманизма, справедливости, индивидуального подхода ко всем участникам учебно-воспитательного процесса, особенно к молодежи с нарушениями зрения. Необходимо создать такую систему образования, которая гарантировала бы реализацию всех вышеупомянутых принципов. Такой системой является система инклюзивного образования.
Инклюзивное образование - это процесс предоставления образовательных услуг молодежи с особыми потребностями, что обеспечивает их право на получение высшего образования с созданием в вузе условий, адаптированных к их потребностям и возможностям.
Составной инклюзивного образования является инклюзивное обучение. Инклюзивное обучение студентов с нарушениями зрения - это форма получения высшего образования в процессе совместного обучения этих студентов и здоровых студентов при адаптации учебного заведения к возможностям и потребностям студентов с нарушениями зрения.
Развитие системы образования России предусматривает создание новой парадигмы образования, направленной на формирование образованной, творческой личности, обеспечение равных условий для раскрытия способностей, удовлетворение образовательных потребностей каждого, в том числе, студентов с нарушениями зрения.
Принятые в России нормативно-правовые документы и деятельность, направленная на их реализацию, свидетельствуют о том, что сделан большой прорыв в законодательном обеспечении доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Но реализация этих документов осуществляется не в полной мере из-за необходимости их доработки с точки зрения усовершенствования методик обучения и организации учебного процесса, а также значительных финансовых взносов.
Отсутствие закона об инклюзивном образовании в высших учебных заведениях не позволяет в полной мере реализовать права лиц с ограниченными возможностями, в том числе с недостатками зрения, на получение качественного высшего образования с учетом их возможностей и потребностей.
Еще одной проблемой является несогласованность научной терминологии в области психолого-педагогических исследований инклюзивного обучения.
Путями решения указанных проблем могут быть:
- доработка нормативно-правовых документов по инклюзивному обучению студентов с нарушениями зрения в дополнение к документам, регламентирующим обучение школьников с нарушениями зрения;
- приведение в соответствие научного аппарата в сфере обучения студентов с ограниченными возможностями (с нарушениями зрения).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)