Приоритетное направление современной образовательной политики – обучение на протяжении
В условиях рыночной экономики большое значение уделяется вопросу образования, от которого напрямую зависит интеллектуальный потенциал государства и богатство страны в целом. Знание, квалификация, интеллект приобретают все большую ценность. Поэтому на современном этапе человеку необходимо постоянно увеличивать запас знаний. Этому способствует образовательная отрасль, предоставляющая знания и формирующая способности человека, готовя квалифицированную рабочую силу для рынка труда.
Сегодня образовательная отрасль должна адаптироваться к ситуации на рынке труда. Она должна учитывать то, что под влиянием научно-технической революции темпы изменений новых поколений техники стали гораздо превышать темпы изменений поколений работников. В течение активной трудовой деятельности работника (30-40 лет) происходит 5-7 смен поколений техники. В этих условиях, знаний, полученных специалистами в учебных заведениях, хватало почти на всю трудовую деятельность. В современных условиях оптимальный период обновления техники и технологий сокращается до 4-5 лет, а в отдельных случаях до 2-3 лет, что требует ускорения обновления своих знаний, чтобы соответствовать требованиям общественного производства.
Сегодня общепризнанным является тот факт, что практически любому современному специалисту приходится не просто совершенствовать свою квалификацию, но и качественно изменить ее. Сегодня речь идет не только о радикальных изменениях в уже существующих профессиях, но и о появлении новых профессий, характер которых предсказать трудно, а иногда и невозможно. Такое положение дел уже получило свое оформление в виде одного из приоритетных направлений современной образовательной политики: обучение в течение жизни (непрерывное образование).
Во второй половине ХХ века в развитых странах мира были осознаны важность и необходимость непрерывного образования, а также были созданы соответствующие образовательные системы в США, Японии, странах ЕС. Россия имеет достаточно развитую систему школьного, профессионально-технического и высшего образования. Однако эта система не обеспечивает непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Необходимость формирования непрерывного образования обусловлена динамизмом мирового развития, научно-технологическим прогрессом и переходом экономики России к инновационной модели развития. Глобализация, стремительное технологическое развитие, появление высокотехнологического оборудования обусловливает необходимость развития системы образования адаптированной к нынешним условиям.
На современном этапе непрерывное образование рассматривается как главный фактор конкурентоспособности, который способствует развитию профессиональной компетентности и креативности. Взаимодействие рынка труда и профессиональной подготовки кадров выступает одним из ключевых факторов антикризисной модернизации. Для оптимизации взаимодействия рынка труда и системы профессиональной подготовки кадров необходима активизация каждого ее субъекта: безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и вузов.
Образовательная отрасль должна динамично реагировать на изменения на рынке труда, адаптируясь к новым потребностям общества, где все больше возрастает роль личного фактора, и в то же время активно влиять на его состояние, обеспечивая экономику квалифицированными кадрами, способными эффективно использовать свои знания в соответствии с существующим уровнем технологий, определяя тем самым и сами потребности. Образование, с одной стороны, влияет на рынок труда, с другой - в значительной степени зависит от него. Современные изменения в экономике России и, соответственно, на рынке труда, требуют изменений в образовании. Рынок рабочей силы демонстрирует растущий спрос не только на новые профессии, но и на рабочих широкого профиля (с более универсальными способностями), способных работать на различных рабочих местах и в разных отраслях.
Для того, чтобы экономика была конкурентоспособной, все работающее население следует постоянно учить и переучивать, ведь производственные технологии меняются и обновляются очень быстро, и поэтому только принцип непрерывного образования - образования в течение всей жизни - позволит успешно решать эту проблему.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)