Воспитательная функция семьи
- знания относительно воспитательной функции семьи, требований по развитию детей родителям поможет общение с педагогическими работниками учебных заведений. Особую роль в решении этого вопроса играют заместители директоров общеобразовательных учебных заведений и воспитатели-методисты дошкольных учебных заведений, практические психологи школ и дошкольных учебных заведений, которые по своим должностным обязанностям должны аккумулировать и распространять психолого-педагогические знания как среди педагогов, так и среди родителей. Для проведения данной работы в учебных заведениях следует создать «Педагогические гостиной», в которых можно разместить стенды с советами, создать выставки литературы, информационных бюллетеней (например, «Прочитайте - это интересно», «Это нужно знать», «Простые секреты» и т.д.).
- в рамках «Педагогической гостиной» практическим психологам можно проводить такие виды работы с родителями:
- индивидуальное консультирование;
- групповые консультации;
- семинары;
- лекции и тому подобное.
Педагоги дошкольного учреждения рассказывают учителям о каждом ребенке своей группы, который идет в первый класс, знакомя с его личными творческими качествами.
Современные методики, которые есть в арсенале каждого психолога, не дают возможности своевременно, еще до изменения социально-педагогической ситуации, просчитать все возможные варианты адаптационного периода школьника с исключением деструктивных путей приспособления. Высокий уровень психологической готовности ребенка к школе не гарантирует однозначно эффективной адаптации его к школьному окружению. Поэтому целесообразно проводить изучение в пределах двух диагностических минимумов:
- на предмет изучения психологической готовности;
- изучение адаптации школьника.
Адаптация детей с особыми образовательными потребностями к обучению в школе
Для того, чтобы школьный психолог лучше ориентировался в ситуации, которая сложилась вокруг обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе, необходимо сказать, что индивидуальное обучение является очень затратным и одновременно очень мало эффективным. Ребенок учится вдвое меньше, чем все остальные дети в школе, часто с педагогом, который не является специалистом по коррекционной педагогике. К тому же ребенок лишен ученического коллектива. Поэтому у него нет никаких условий к адаптации в школе как ученику. Положение этих детей по адаптации в школьной среде значительно улучшится, если новое положение об индивидуальном обучении даст им право на сочетание индивидуального обучения по основным предметам по специальной программе и посещение других уроков вместе со всеми детьми в классе.
Наиболее обоснованным по обеспечению ребенку возможности учиться в соответствии с его образовательными потребностями является, конечно, инклюзивное обучение.
Однако сегодня оно еще не может охватить значительное количество детей. Сравнительно немного школ открывают инклюзивные классы, часто недостаточно ориентируясь в методических принципах их функционирования и не имея соответствующего кадрового обеспечения. При таких обстоятельствах на школьного психолога часто возлагают не свойственные ему функции.
Опыт показывает, что именно психолога иногда рассматривают как универсального специалиста и возлагают на него такие обязанности, которые не имеют ничего общего с его специальностью. Так, психологу иногда поручают специальное коррекционное обучение ребенка. Понятно, что это не является функцией психолога. Это - обязанности нескольких других специалистов: коррекционного педагога, логопеда, наконец - педагога общеобразовательной школы, предназначенного осуществлять индивидуальное обучение особенного ребенка.
Иногда на психолога возлагают функции организатора и руководителя процесса инклюзивного обучения, также безосновательно.
Между тем, у психолога, в связи с интеграцией в общеобразовательную школу детей с особыми образовательными потребностями, кроме уже устоявшихся форм работы, появляется ряд новых.
Успешность интеграционного процесса зависит от осведомленности и адекватного отношения к нему многих участников: детей с особыми образовательными потребностями, их родителей и педагогов, а также всех других детей в школе, родительской и педагогической общественности. Сегодня различные категории взрослых и детей, кого коснулась эта новация, являются крайне недостаточно информированными и не готовыми к выполнению своей роли в ней. Поэтому нужны различные формы, прежде всего, образовательной работы, которая во многом полагается на практических психологов.
Важным условием успешности коррекции развития ребенка, его обучения и социальной адаптации является раннее выявление его проблем и начало специальной педагогической работы с ним. Обеспечение дошкольных учебных заведений практическими психологами увеличивает возможности выявления детей, нуждающихся в коррекционном обучении. Все чаще в дошкольных учреждениях создают специальные группы для таких детей. Начинает появляться и инклюзивное обучение. Несмотря на то, что дети получают целенаправленную помощь для развития и приходят в школу подготовленными к систематическому обучению, очень важно и то, что родители при поступлении ребенка в школу уже психологически готовы принять необходимость специальных условий обучения для него. Если же особые образовательные потребности впервые появляются в школе, родителям необходимо некоторое время, чтобы принять эту реальность. Очень часто они отвергают предложение посетить психолого-медико-педагогическую консультацию. В лучшем случае родители начинают прислушиваться к советам педагога и психолога, убедившись в учебных трудностях ребенка Для этого иногда бывает нужным целый учебный год, который для ребенка оказывается потерянным. К сожалению, сегодня еще очень часто особые образовательные потребности ребенка впервые проявляются с началом школьного обучения.
Итак, диагностическая работа с первоклассниками требует внимания психолога в течение целого года. Однако самой напряженной она будет в течение первых одного-двух месяцев. Поэтому в рабочем плане на этот период такую задачу целесообразно ставить отдельным пунктом, отводя для ее выполнения согласованное с педагогом время.
По мере получения согласия родителей на обследование ребенка, психолог по результатам его диагностического изучения и наблюдения педагога готовит психолого-педагогическую характеристику и сообщает родителям место нахождения и часы работы психолого-медико-педагогической консультации и ее телефон. В консультации родителям назначат время обследования ребенка и перечень документов, которые нужно подать.
Таким образом, в процессе первичного выявления детей с нарушениями психофизического развития, школьный психолог сотрудничает с психолого-медико-педагогической консультацией и должен быть знаком с правилами и порядком ее работы.
Психолог является первым, от кого родители узнают о консультации, и от того, как он расскажет о ней родителям, будет зависеть, воспользуются ли они ее услугами или попытаются избежать этого. Прежде всего, задача психолога - убедить родителей в том, что консультация без согласия родителей не может распорядиться судьбой ребенка, определяя школу и форму обучения, она призвана выявить причины тех или иных трудностей в обучении и рекомендовать способы их устранения или смягчения.
От образования родителей, их умения стать партнерами педагога и психолога в коррекции развития и обучения ребенка зависит смысл внедрения инклюзивного обучения.
Несмотря на то, что идея инклюзивного обучения во многом инициирована родительской общественностью, многие родители боятся, что их детям будет неуютно в среде здоровых сверстников, что они не смогут войти в детский коллектив. Эти опасения имеют под собой реальную почву. Уже известны случаи, когда родители принимали решение забрать ребенка с церебральным параличом, который полностью самостоятельно передвигался, из общеобразовательной школы и вернуть в специальную. Чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом ученического коллектива, нужны немалые усилия всех участников инклюзивного процесса. Важная задача психолога - помочь родителям научиться делать выбор среди различных форм обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. Для этого они должны хорошо понимать преимущества и недостатки каждой. В сегодняшних условиях функционирования общего образования, оптимальными условиями обучения и социальной адаптации может быть сеть специальных классов в общеобразовательных массовых школах. Это позволило бы решить острейшую проблему - обеспечить проживание детей в семьях, а не в интернатах. Кроме того, в специальном классе можно реализовать все достижения коррекционной педагогики. В этих условиях можно найти немало способов для привлечения учащихся специального класса к участию во многих общешкольных делах. Преимущества специальных классов должны хорошо осознавать родители.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)