Типичные проявления гиперактивного расстройства
Каждый возрастной период имеет свои типичные проявления гиперактивного расстройства.
Дошкольникам вообще свойственна повышенная подвижность, непосредственность. А способность сдерживаться, произвольно концентрировать внимание еще только развивается. Однако и в этом возрасте ребенок с гиперактивным расстройством отличается от своих сверстников. Прежде всего, он действительно слишком физически подвижный, к тому же эта подвижность недостаточно целенаправленная, непродуктивна. С таким ребенком трудно взаимодействовать. Кроме того, ему свойственны бурные эмоциональные реакции во всех тех случаях, когда он сталкивается с противодействием его желанию. Есть трудности и в отношениях со сверстниками: ребенок не умеет соблюдать правила в игре, дезорганизует ее, часто выступает заводилой внезапных драк, кусает детей или еще как-то немотивированно обижает. Поэтому у него быстро возникают проблемы в общении со сверстниками.
Больше гиперактивное расстройство дает о себе знать с началом школьного обучения ребенка, когда его поведение подчиняется многочисленным и довольно жестким правилам, выполнять которые он никак не может. Преимущественно в это время расстройство и диагностируется.
Если в младшем школьном возрасте поведение и обучение ребенка с гиперактивным расстройством не удается упорядочить, то через бесконечные психологические травмы, связанные со школьной неуспеваемостью, нарушением отношений со сверстниками и взрослыми начинают наслаиваться деформации личности. Постепенно проблемы растут. В подростковом возрасте на первый план выступает уже не двигательная гиперактивность, а расстройства социальной адаптации, девиантное поведение, обусловленное некритичностью, легкомыслием, склонностью подпадать под чужое негативное влияние. Основой всех этих проблем является тот самый неполноценный самоконтроль поведения, который не подвергся корректирующему педагогическому воздействию.
Не у всех детей с гиперактивным расстройством проявления дезорганизованного поведения выражены в равной степени. Большинству из них при условии слаженного взаимодействия семьи и педагога можно помочь адаптироваться в школьной среде и обучении. Однако такие дети всегда остаются «трудными» в педагогическом процессе, требуют от педагога терпения и изобретательности.
Опыт доказывает, что успешность адаптации детей с гиперактивным расстройством в начальной школе во многом зависит от «человеческого фактора» - личности педагога.
Тем временем, сегодня адаптация детей данной категории крайне неудовлетворительна. Педагоги, не зная истинной причины дезорганизованного поведения ребенка, рассматривают его как результат недостатков воспитания или впадают в другую крайность - считают это нарушением психофизического развития, которое нужно корректировать в специальных условиях. Почти всегда начинается конфликт между педагогом и родителями с взаимными обвинениями. Орудием в решении этого конфликта всегда выбирается психолого-медико-педагогическая консультация, от которой требуют рекомендовать ребенку индивидуальное обучение. Однако далеко не всегда требование индивидуального обучения является обоснованным. И даже в самых тяжелых случаях индивидуальное обучение - это забота не о самом ребенке с гиперактивным расстройством, а о его окружении. Сам же ребенок на индивидуальном обучении бывает обречен на неполноценное получение знаний и навыков и углубление дезадаптации в кругу сверстников, а в дальнейшем - и в обществе. Выраженные проявления гиперактивного расстройства, особенно обремененные другими расстройствами, например, задержкой психического развития, позволяют ставить вопрос об инклюзивном обучении ребенка с помощью ассистента педагога.
Конструктивным решением проблемы педагогической помощи детям с упомянутым расстройством является раннее его начало, по крайней мере в дошкольном возрасте, прежде чем ребенок окажется в школе перед строгими требованиями, соблюдение которых ему не под силу.
Весь смысл коррекционной работы с гиперактивным ребенком заключается в налаживании взаимодействия с ним. Под руководством взрослого в нем постепенно формируется способность осознавать цель, последовательность действий для ее достижения и оценивать полученный результат. Положительные эмоции, связанные с успешным завершением поставленной перед ребенком задачи, особенно ценны, потому что они позволяют закрепить опыт, навыки регулируемого поведения.
Первейшим условием формирования у ребенка навыков взаимодействия с педагогом, психологом является позитивное отношение к нему. Доброжелательное внимание, поддержка во всех его благих намерениях - все это является очень значимым для ребенка с гиперактивным расстройством, ведь ему чаще приходится слышать раздраженные окрики взрослых и жалобы на него со стороны сверстников. От педагога зависит и отношение одноклассников к особому товарищу. Если ребенок будет чувствовать защищенность и привязанность, у него исчезнет потребность любой ценой, даже отрицательными поступками, привлекать к себе внимание. Таким образом уменьшится количество агрессии.
Без положительного отношения к взрослому невозможно выработать у ребенка и потребность в положительной оценке, крайне необходимой для урегулирования его поведения. Ведь особенно значима похвала человека, которого ребенок любит.
Еще одно условие, которое облегчает налаживание взаимодействия с гиперактивным ребенком - ему должно быть интересно. Дефицит внимания, о котором заявлено даже в названии расстройства, бывает не всегда одинаковым. Более уязвимо произвольное внимание, когда нужно сознательно сосредоточиться с определенной целью. Если же ребенку просто стало интересно, непроизвольное внимание может оказаться достаточно устойчивым. Поддержка непосредственного интереса лежит в основе всей педагогической работы с гиперактивным ребенком, которому очень трудно подчинить свою деятельность опосредованной, удаленной цели. Конечно, это не значит, что все взаимодействие с таким ребенком можно строить только на непосредственном интересе. Переход от «хочу», «интересно» к «нужно» крайне необходим, но в этом переходе большую роль играет непосредственный интерес. Чтобы направлять гиперактивного ребенка к желаемому поведению, нужно постоянно усиливать его мотивацию, вызвать заинтересованность близким желаемым результатом. Именно на таких принципах построена поведенческая терапия, которая оказывается эффективной в педагогической работе с гиперактивными детьми.
Школьный психолог должен быть хорошо ознакомлен с проблемой гиперактивного расстройства. Основной его задачей в адаптации гиперактивных детей к школе является образовательная работа среди родителей и педагогов. Они должны не хуже самого психолога понимать причины неординарного поведения ребенка и значение мер для его упорядочения. Если педагог не будет видеть в каждом таком ребенке просто плохо воспитанного, а понимать его проблемы, ему гораздо легче будет сдерживать раздражение и прибегать к поиску продуктивных отношений с ним. Понятно, что знание о состоянии ребенка как педагогами, так и родителями, будет способствовать конструктивному взаимодействию между ними, меньше провоцировать конфронтацию.
Мировая практика коррекции гиперактивного расстройства у детей доказала, что образование родителей и привлечение их к сознательной и компетентной помощи ребенку в сотрудничестве с педагогом является эффективной мерой. Поэтому налаживание системы коррекции гиперактивного расстройства у ребенка является намного более важной задачей школьного психолога, чем попытки самостоятельно устраивать с ребенком коррекционные занятия.
Во-первых, психологу необходимо успеть предотвратить негативные отношения между педагогом и родителями, которые возникают чрезвычайно легко. С родителями нужно наладить доброжелательные и доверительные отношения. Для этого их надо не спугнуть неосторожными суждениями о «неполноценности» ребенка и одновременно убедить в необходимости серьезных мер по коррекции его поведения. Родители должны понять, что особенности ребенка обусловлены объективными причинами, которые вызывают трудности формирования у него способности контролировать свое поведение, но он может хорошо развиваться и реализовать все свои способности, если будет получать необходимую помощь со стороны взрослых. Кстати, плохо контролируемое поведение, трудности подчинения правилам могут быть обусловлены и излишне активным темпераментом и недостатками воспитания. Поэтому термином «гиперактивное расстройство» не стоит злоупотреблять. Тем более, что педагогические мероприятия во всех подобных случаях одинаковы.
Чтобы поддерживать у родителей доверие к психологу и педагогу, а также веру в своего ребенка, им обязательно нужно сообщать о его положительных проявлениях. О них, может, нужно будет сказать раньше, чем начать обсуждать проблемы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)